Важнейшим средством повышения профессионального мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально, оперативно и творчески использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.
Методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки, педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя.
Главное в методической работе школы – совершенствование приемов преподавания, обучения и воспитания обучающихся на основе введения современных инновационных технологий и компетентностного подхода.
Организатором и координатором методической работы на уровне школы выступает методический совет – совокупность различных структур и видов деятельности, реализующих функции методической поддержки участников образовательного процесса в целях обеспечения качества образования.
Методический совет
Основные задачи и функции
Главные задачи Методического Совета
Миссия методической службы школы: создание условий для смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «знаниевой» модели образования в школе к «способностной» (креативной) – успешная работа педагогического коллектива в режиме развития.
Ключевая цель методической работы: создание атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков коллектива.
В соответствии с поставленными задачами, методическая работа осуществляется по следующим направлениям деятельности:
• информационно-методическое обеспечение профессиональной деятельности педагогов (работа педагогического совета и методического совета);
• работа с педагогическими кадрами (методическое сопровождение профессиональной деятельности вновь принятых учителей, повышение уровня квалификации педагогических кадров, методические объединения и кафедры, предметные недели);
• работа с учащимися (олимпиады, конференции, проектная деятельность, интеллектуальные игры, конкурсы).
Методический Совет осуществляет следующие функции
Методический совет в своей деятельности соблюдает Конвенцию о правах ребенка, руководствуется законами Российской Федерации, решениями Правительства РФ, органов управления образования всех уровней по вопросам учебно-воспитательной, методической, проектно-исследовательской деятельности.
Методический совет координирует профессиональную деятельность всего педагогического коллектива школы и методических объединений в отдельности.
Методическая учеба внутри школы была организована целенаправленно силами более опытных, владеющих в совершенстве этими вопросами, были запланированы теоретические и практические семинары; некоторые вопросы после решения на методическом совете школы были вынесены на педсоветы.
Функции и задачи методической работы конкретизировались и модифицировались с учетом ситуации, складывающейся в образовательном учреждении.
Содержание работы Методического совета
При планировании методической работы педагогический коллектив стремился отобрать те формы, которые позволили бы решать проблемы и задачи, поставленные перед школой.
В методической работе школы используются классические формы работы.
Сегодня роль методической службы значительно возросла. Это связано с необходимостью создания наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности, перехода от подчинения к сотрудничеству и партнерству в отношениях с коллегами, учащимися, а также с необходимостью рационально, оперативно и творчески использовать новые технологии обучения, современных методик, приемов и форм обучения.
Приоритетными направлениями методической работы были избраны:
Организационное обеспечение:
1. повышение и совершенствование педагогического мастерства через максимальное использование возможности урока как основной формы организации образовательного процесса, через проведение единых методических дней, предметных недель, взаимопосещения уроков, активное участие в семинарах, конференциях, творческих мастерских;
2. организация деятельности профессиональных объединений педагогов;
3. совершенствование системы обобщения, изучения и внедрения передового педагогического опыта учителей школы.
4. обеспечение эффективного функционирования НОУ;
Технологическое обеспечение:
1. внедрение в практику прогрессивных педагогических технологий, ориентированных на совершенствование уровня преподавания предметов, на формирование личности ребенка;
2. обеспечение обоснованности и эффективности планирования процесса обучения детей;
3. совершенствование кабинетной системы;
4. укрепление материально-технической базы методической службы школы.
Информационное обеспечение:
1. обеспечение методическими и практическими материалами методической составляющей образовательного процесса через использование Интернет, электронных баз данных и т.д.;
2. создание банка методических идей и наработок учителей школы;
3. разработка и внедрение методических рекомендаций для педагогов по приоритетным направлениям школы.
Создание условий для развития личности ребенка:
1. изучение особенностей индивидуального развития детей;
2. формирование у обучающихся мотивации к познавательной деятельности;
3. создание условий для обеспечения профессионального самоопределения школьников;
4. психолого-педагогическое сопровождение образовательной программы школы;
Создание условий для укрепления здоровья учащихся:
1. отслеживание динамики здоровья учащихся;
2. разработка методических рекомендаций педагогам школы по использованию здоровьесберегающих методик и преодолению учебных перегрузок школьников;
Диагностика и контроль результативности образовательного процесса:
1. мониторинг качества знаний учащихся;
2. формирование у обучающихся универсальных учебных действий;
3. диагностика деятельности педагогов по развитию у учащихся интереса к обучению, результативности использования индивидуальных и групповых занятий и элективных курсов.
Стабильность данной системы даёт возможность применять различные формы методической работы, что делает методическую работу интересной и привлекательной для педагогических работников. В любом звене данной системы есть возможности для самореализации каждого учителя и проявления своих творческих способностей.
За последние годы значительно возрос интерес к информационным технологиям (особенно в рамках дистанционного обучения и дистанционного формата семинаров и конференций). Все педагоги используют в своей работе ИКТ, в полной мере владеют формами дистанционного обучения, используют разные платформы.
Методическая работа в школе была направлена на включение учителей в творческий педагогический поиск; на повышение уровня профессионального мастерства каждого учителя; на практическое оказание помощи в реализации методических приемов в обучении и воспитании, а в конечном итоге на рост уровня образованности и воспитанности обучающихся.